Икона Божией Матери «Казанская»

DSCF5476

 

Заступнице усердная

 

Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

(Тропарь иконе Божией Матери «Казанская»)

Как много существует православных икон! В храмах, часовнях, домах, больницах, воинских частях и офисах, древние и новые, они смотрят на нас глазами Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников. И бывает, что образ становится не просто чудотворным, а святым заступничеством для целого народа огромной страны. Такова Казанская — образ, пришедший к нам из глубины веков как светлый луч, озаривший путь в темное время смуты, символ единения, надежды и веры в святое заступничество и спасение.

Казанская — одна из самых «любимых» для русских людей икон. Именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у кроваток малышей. В Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы горячие молитвы. Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя после Великой смуты. Именно здесь молился фельдмаршал о победе русского воинства над наполеоновской армией. Именно на Казанскую 1812 года грянули морозы, ставшие историческим символом победы над французами.

«Чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему»

…В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Но спустя четверть с лишним века страшный пожар опустошил половину Казанского кремля. И это стало поводом для иноверцев заявить, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. Именно тогда девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна.

Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был будущий Патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Патриарх Гермоген составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери, а царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли постриг в новой обители, где позже Матрена стала настоятельницей. В 1594 году здесь был заложен знаменитый Казанский собор.

Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской иконе новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. Явление Казанской иконы ознаменовало при царе Иване Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. На всем этом движении лежало особое благословение Богородицы через Ее Казанскую икону.

Зметим, что до своего таинственного исчезновения, пока образ чудотворной Казанской находился в Богородицком монастыре, восточные ворота России были «запечатствованы» Великим Ее заступничеством: ничто не угрожало России с востока. После исчезновения иконы поражение в Русско-японской войне 1905 года стало одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших Великую Российскую империю. Но это уже другая история.

 

«Да сохранит мирно страну нашу,

Церковь Свою святую соблюдет от неверия, ересей и раскола»

Почитание Казанской тесно связано с историческими личностями и событиями. Главное из них — это смута. Это не просто время, когда «руководящая элита» страны, презрев свой святой долг — заботу о народе, благосостоянии, развитии, процветании государства — заботится лишь о том, как любой ценой удержать собственную власть и потуже набить собственную мошну.

Сегодня очень сложно представить то время смуты междуцарствия, когда династия Рюриковичей пресеклась, а Романовы еще не появились, когда лакомый кусок — огромная страна — разрывалась на части со всех сторон света. После смерти Иоанна Грозного началась череда проблем, связанных с желанием тех или иных боярских кланов добиться власти, войти во власть.

Царский род Рюриковичей пресекся, наступило междуцарствие — смутное время, время безвластия, разлада, междуусобиц, казнокрадства, распада государственности. Московские бояре считали, что возведение на Московский престол польского королевича будет означать торжество западноевропейской, образованной власти, европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним — и западную трактовку христианства. Но лучшие люди России понимали, что это будет не модернизация, а потеря суверенитета, независимости, по сути — исчезновение страны.

Смута. Обесцениваются ценности, жизнь человеческая не стоит и гроша, процветают разбой, разврат, интриги и власть золотого тельца. Власть бояр становится циничной и беспринципной, а народ — еще более беззащитным и погрязшим в неверии. И вот уже на российском престоле — ставленники польского короля, а в храмах Литургию поют как в католичестве — на латыни.

Именно Казанской предначертано было стать путеводной звездой, которой Богородица вела свой возлюбленный русский народ. Во время смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Гермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска, сплотившегося в дни великой смуты в полки, чтобы освободить Москву и Россию от власти поляков.

Ополчение выбило поляков из Китайгорода, а через два дня был освобожден Кремль. Поляки бежали из Москвы. Русь была спасена. Почему? Почему русский мужик, русский князь, русский гражданин, русский купец и иже с ними «внезапно» после стольких лет апатии, бездействия и покорности, незыблемого почитания власти, веры своим боярам, ведущим страну во власть «западничества», «вдруг» прозрели и объединились под хоругвями, чтобы привести страну к единству?

«Вдруг» ли? Это, очевидно, и есть ответ на все вопросы: продажные бояре, гнет власти иноземцев, доведенные до отчаяния крестьяне, опустевшие деревни и погрязающие во мраке города — все это было.

Но есть и иной ответ — милость Заступницы Небесной, которая не дает пропасть России даже в самые смутные годы. Есть у русских людей безграничная любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, Ее просьба о  благодатной помощи, которая может все. Почему же не могло случиться так,  что Ее моливами трусость изменилась в смелость, эгоизм – в благородство, глупость – в мудрость, а предательство и раболепство — в патриотизм и геройство? Для Нее ведь нет ничего невозможного.  И Казанская икона — напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

…В первый же воскресный день после победы ополчения вся столица безбрежным людским морем шла в величайшем Крестном ходе — еще одно свидетельство народного единства! — с чудотворной Казанской иконой. После завершения Смуты и избрания Михаила Федоровича на царство, а в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича, Россия получила второе дыхание, огромное, колоссальное развитие национальной жизни, экономики, государственного строительства, освоения новых земель, а 22 октября — (4 ноября) — день, когда православное воинство вошло в Московский Кремль — спустя века для нас, потомков, стал общенациональным праздником, объединяющим поколения.

 

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *